%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f1

 

ACTUAL SECURITY ISSUES

 

       Track economy of the railways of Russia due to its material consumption is the most costly branch in the system of Russian Railways. On the railways of a number of foreign countries, for example, Australia, the United States, South Africa, the operating costs in the track economy, attributed to the unit of transportation work, are much smaller than in the domestic ones. It is known that the reliability of roads on the roads of Russia, despite the relatively high quality of the rails, is much lower than a number of foreign ones for a number of operational parameters (mean time between failures, technical resources, etc.) This situation is largely due to the lack of effective controls technical condition of roads. Numerous examples of premature rail replacement are known, carried out according to the regulations. At the same time, examples of unexpected emergency situations are known due to the sudden destruction of the rails, which could not be prevented due to the lack of the necessary measuring equipment. Here it is necessary to take into account that in the current conditions of intensive track maintenance fatigue phenomena accumulate imperceptibly in the structure of rail steel, making it fragile. The process of softening began to go unnoticed. Therefore, the rail can break down suddenly, without the appearance of fatigue cracks and other signs of fatigue wear. Existing methods of nondestructive testing in this case are completely ineffective, since there are no signs of a future fracture. The need for additional measures to protect against such accidents is the reason for additional costs, which may amount to 50% of the total operating costs. It follows that it is necessary to develop new, more effective methods for monitoring the technical condition of the rail, which can detect problems in advance, and take preventive measures to eliminate them.
       In the complex program of radical modernization of the railway transport in Russia, much attention is paid to improving the carrying capacity of railways, including by increasing the weight of the train. Taking into account the limited lengths of the receiving and receiving tracks at the stations, this can be achieved only by increasing the axial and running loads of trains on the railway track. However, the increase in congestion of trains is limited by the carrying capacity of wagons and the strength of the tracks. The use of additional wagons in freight trains leads to premature deterioration of rails and a concomitant decrease in safety. The experience of successful operation on the railways of a number of countries shows that for the transportation of, for example, iron ore, wagons with an axial load of up to 30 tons and more can be used provided that the roads are ready for increased loads.
        The above aspects require research on the interaction of track and rolling stock in new conditions. To obtain reliable data on the effect of increased axial loads on the stress-strain state of the elements of the track structure and their failures, not only scientific research is required, but also the development of equipment for operational monitoring of the technical condition of rails . A review of Russian and foreign sources shows that such equipment does not exist! To monitor the condition of the tracks, non-destructive testing tools are used, which can detect the problem only after the appearance of visible defects (cracks, chips, shells, voids). The main problem here is that with intensive operation in the rails an unseen accumulation of fatigue occurs in the form of a change in the physical properties of steel. There are no visible defects. But steel becomes fragile, and with the passage of another heavy-loaded composition, a fragile rail can suddenly collapse, as shown in the photo.

 

%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f13

 

The photo above shows that the rail, which has a normal elastic structure, bends, but does not break. The photo below shows the cause of the accident – if fatigue is accumulated in the rail structure, then it does not bend, but suddenly breaks.

 

 

       The economic efficiency of the operation of rail transport directly depends on the speed of transportation and the maximum volume of cargo that can allow transportation of transport infrastructure in each railway train. These parameters are limited to safety parameters associated not only with the design features of the tracks, but also with the ability to monitor (monitor) the technical state of these paths in real time. Therefore, effective monitoring of the technical condition of the rail is a key task, which has recently received increased attention. As a rule, research results in this area are technological secrets (know-how) and are not published. Known ready solutions in the form of measuring systems and laboratory diagnostic centers. Existing laboratory methods include strength tests (using the Vickers, Rockwell or Brinell method), measuring the size of structure fragments by means of an electron microscope, testing for rupture and compression, studying the effects of operating factors (friction, temperature, environment, etc.) the characteristics are disjointed, and do not give a general objective assessment of the properties of the materials. This makes planning difficult.

%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f1

 

АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ БЕЗОПАСНОСТИ

      

Путевое хозяйство железных дорог России вследствие своей материалоемкости является наиболее затратной отраслью в системе РЖД. На железных дорогах ряда зарубежных стран, например, Австралии, США, ЮАР, эксплуатационные расходы в путевом хозяйстве, отнесенные к единице перевозочной работы, значительно меньше по сравнению с отечественными. Известно, что надежность путей на дорогах России, несмотря на относительно высокое качество рельс, значительно ниже ряда зарубежных по ряду эксплуатационных параметров (средней наработке на отказ, техническому ресурсу и т.д.) Такая ситуация во многом сложилась из-за отсутствия эффективных средств контроля технического состояния путей. Известны многочисленные примеры преждевременной замены рельс, осуществляемые по регламенту. В то же время известны примеры неожиданных аварийных ситуаций из-за внезапного разрушения рельс, которые не удалось предотвратить вследствие отсутствия необходимого измерительного оборудования. Здесь надо учитывать, что в современных условиях интенсивной эксплуатации путей усталостные явления незаметно накапливаются в структуре рельсовой стали, делая ее хрупкой. Процесс разупрочнения стали идет незаметно. Поэтому рельс может сломаться внезапно, без предварительного появления усталостных трещин и других признаков усталостного износа. Существующие методы неразрушающего контроля в этом случае совершенно не эффективны, поскольку нет никаких внешних признаков будущего излома. Необходимость применения дополнительных мер для подстраховки от подобных аварий является причиной дополнительных расходов, которые могут составлять до 50 % от общих эксплуатационных затрат. Отсюда следует, что необходима разработка новых более эффективных методов контроля технического состояния, которые позволяют заранее обнаруживать проблемы, и заранее принимать меры для их устранения.

       В комплексной программе коренной модернизации железнодорожного транспорта России большое внимание уделяется повышению провозной способности железных дорог, в том числе за счет увеличения веса поезда. С учетом ограниченных длин приемоотправочных путей на станциях это может быть обеспечено только посредством увеличения осевой и погонной нагрузок поездов на железнодорожный путь. Однако увеличение загруженности поездов ограничивается грузоподъемностью вагонов и прочностью путей. Использование дополнительных вагонов в товарных составах приводит к преждевременному износу рельсов и сопутствующему снижению безопасности. Опыт успешной эксплуатации на железных дорогах ряда стран показывает, что для перевозки, например, железной руды можно применять вагоны с осевой нагрузкой до 30 и более тонн при условии готовности путей к повышенным нагрузкам.

        Указанные выше аспекты требуют проведения исследований взаимодействия пути и подвижного состава в новых условиях Для получения достоверных данных влияния повышенных осевых нагрузок на напряженно-деформированное состояние элементов верхнего строения пути и их отказы необходимы не только научные исследования, но и разработка аппаратуры для оперативного контроля технического состояния рельс. Обзор российских и зарубежных источников показывает, что такого оборудования не существует! Для контроля состояния путей используются средства неразрушающего контроля, которые могут обнаружить проблему только после появления видимых дефектов (трещин, сколов, раковин, пустот). Главная проблема здесь в том, что при интенсивной эксплуатации в рельсах происходит невидимое накопление усталости в виде изменения физических свойств стали. При этом видимых дефектов нет. Но сталь становится хрупкой, и при прохождении очередного тяжело-груженного состава хрупкий рельс может внезапно разрушиться так, как это показано на фото.

 

%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f13

 

Результаты аварии на Забайкальской железной дороге 11.07.2017 г.

На фото вверху видно, что рельс, имеющий нормальную упругую структуру, гнется, но не ломается. На фото внизу видна причина аварии – если в структуре рельса накоплена усталость, то он не гнется, а внезапно ломается.

 

%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%8f14

 

        Экономическая эффективность эксплуатации железнодорожного транспорта напрямую зависит от скорости перевозок и максимального объема грузов, которые может позволить перевезти транспортная инфраструктура в каждом железнодорожном составе. Эти параметры ограничиваются параметрами безопасности, связанными не только с конструктивными особенностями рельсовых путей, но и с возможностью мониторинга (регулярного контроля) технического состояния этих путей в реальном времени.  Поэтому эффективный контроль технического состояния рельс является ключевой задачей, которой в последнее время уделяется повышенное внимание.  Как правило, результаты исследований в данной области являются технологическими секретами (know-how) и не публикуются. Известны готовые решения в виде измерительных систем и лабораторных диагностических центров. Существующие лабораторные методы включают прочностные  испытания (по методу Виккерса, Роквелла или Бринелля), измерения размеров фрагментов структуры при помощи электронного микроскопа, испытания на разрыв и сжатие, изучение результатов воздействия эксплуатационных факторов (трение, температура, среда и др.) Как правило, получаемые характеристики являются разрозненными, и не дают общей объективной оценки свойств материалов. Это затрудняет планирование дальнейших работ по созданию новых технологий.

        Для предотвращения аварийных ситуаций необходимо новое измерительное оборудование, которое позволяло бы не только обнаруживать уже начавшийся процесс разрушения (как это делают дефектоскопы, широко используемые в настоящее время), но и заранее предсказывать возможность внезапных аварий. Т.е. нужно не ждать начала разрушений, а заранее обнаруживать возможность их появления, и заранее принимать все необходимые меры.  В этом направлении и работает наше предприятие.