2. НАЧАЛО РАБОТЫ – ГЛАВНОЕ МЕНЮ

 

       Для выбора метода измерений нужно открыть главное меню. Для этого нужно запустить программу двойным щелчком по ее иконке на Рабочем столе, и в открывшейся первой заставке (Рис.1) щелкнуть по логотипу в центре экрана. Откроется Главное меню (Рис.2), которое можно редактировать. В Главном меню есть различные удобные функции, которые значительно облегчают работу. Нажатием на прямоугольную серую кнопку можно открыть панель измерений и начать измерения. В левой части экрана расположены кнопки различных методов измерений. В правой части экрана расположены кнопки соответствующих шаблонов, которые позволяют настраивать интерфейсы и параметры измерений. Используя шаблон можно откалибровать измерения, или создать новый инструмент под конкретную задачу. Интерфейсы устроены так, что освоив один из методов измерений, Вы без труда сможете работать и в других.

 

%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd1

 

Рис.1 Первая заставка программы

Для перехода в Главное меню нужно щелкнуть в центре экрана

 

%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd2

 

Рис.2 Главное меню на темном фоне: для изменения фона нужно щелкнуть значок вверху экрана

 

%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd3

 

Рис.3 Различные функции и настройки Главного меню

 

%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd4

 

Рис.4 В каждом окне имеется своя инструкция, которую можно открыть нажатием значка вверху экрана

 

%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd5

 

Рис.5 Названия кнопок Главного меню можно изменить в окне редактирования и сохранить в виде отдельного шаблона (шаблонов может быть несколько)

 

%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd6

Рис.6 Процессы настроек и измерений максимально автоматизированы: Если Вы забыли подключить микрофон или акустический датчик, то в центре экрана появится напоминание

 

%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd7

Рис.7 Если подключено несколько микрофонов одновременно, система их обнаружит и предложит сделать выбор

 

%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd8

Рис.8 Нажимая кнопку “Reset” в Главном меню, можно возвратить все настройки системы в исходное состояние

 

%d1%8d%d0%ba%d1%80%d0%b0%d0%bd9

Рис.9 После выполнения система оповещает Вас о завершении операции

 

*Примечание: Открыть панель измерений необходимого устройства можно тремя способами:

 

1. Щелчком по кнопке в разделе «Выбор устройств» в левой части главного меню;

2. Щелчком по кнопке любого шаблона в правой части главного меню. После открывания шаблона можно его отредактировать, или быстро перейти к измерениям нажатием кнопки «Применить без сохранения».

3. Можно выбрать нужный шаблон в папке «Expert fales», и затем – в папке «Шаблоны (Templates)». Для открывания шаблона нужно щелкнуть по его значку. Далее (так же, как в пп.2) либо отредактировать открытый шаблон, либо перейти в Панель измерений нажатием кнопки «Применить без сохранения» или «Сохранить и выполнить».

 

В ИСХОДНОМ ПРОГРАММНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ИМЕЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ИЗМЕРЕНИЙ:

 

РАДАР – Бесконтактный дистанционный метод, предназначенный для непрерывных измерений длительных акустических процессов. Измеряя уровни технологических шумов, можно определять техническое состояние их источников (например, износ деталей и механизмов). Измерения осуществляются одно за другим с сохранением текущих результатов. Результаты всех предыдущих измерений можно просмотреть при помощи кнопки «Архив».

СКАНЕР – Контактный метод, предназначенный для очень точных прецизионных измерений структуры материалов, усталостного износа и других параметров технического состояния. Для преобразования механических свойств материалов в акустические сигналы (звук) применяются различные сканирующие устройства. Например, при помощи склерометра, царапающего исследуемую поверхность, можно получать звуковые колебания, спектр которых зависит от микроструктуры контактирующего поверхностного слоя. Измеряя микроструктуру, можно определять остаточный ресурс и надежность деталей. Например, если контролировать структуру рельс, можно определять уровни разупрочнения материала под действием эксплуатационных нагрузок. Таким образом можно заранее предсказывать появление различных дефектов, предотвращая внезапные разрушения и аварии.

МОЛОТОК – Контактный метод, основанный на известной зависимости тональности звука ударов от механических свойств контактирующих материалов. Известно, что простукиванием деталей, можно на слух определить в них наличие различных дефектов. Применение современных компьютерных технологий позволяет определять техническое состояние различных деталей не на слух, а при помощи точных математических расчетов.

ВИБРАТОР – Универсальный метод, который может применяться, как контактным, так и дистанционным способом. Определение технического состояния деталей осуществляется путем расчета параметров ударных воздействий так же, как это делается в режиме измерений «Молоток», описанном выше. В отличие от «Молотка» здесь анализируется не один сравнительно мощный удар, а серия менее мощных ударов, наносимых по поверхности исследуемого изделия электрическим вибратором. Такой метод позволяет проанализировать большой объем статистических данных, что увеличивает достоверность измерений. Микрофон можно разместить на вибраторе (т.е. реализовать контактный метод), или измерять параметры звука дистанционно, используя микрофон на расстоянии.

МОТОР – Бесконтактный метод, позволяющий определять техническое состояние элементов конструкции машин и механизмов по их технологическому шуму. Например, измеряя акустические параметры шума работающего двигателя, можно определить степень износа отдельных деталей. Преимуществом данного метода является возможность определять техническое состояние работающих механизмов без их разборки, прямо во время эксплуатации. Кроме того, диагностика может осуществляться дистанционно на безопасном расстоянии или из укрытия.

КОЛЕСА – Бесконтактный метод оперативной диагностики, позволяющий за несколько минут проверить техническое состояние всех колес железнодорожного состава. Метод заключается в том, что микрофон, размещенный на рельсе, передает шум колес проезжающего состава в компьютер, который выделяет и анализирует отдельные звуки каждого колеса, определяя его техническое состояние. Дефектные колеса имеют характерный шум, спектр которого отличается от шума исправных колес. Данные выводятся на общий график, где дефектные колеса выделяются красным цветом. Метод прост и надежен. Для его применения достаточно прикрепить магнитный радиомикрофон к рельсу на любом участке пути и анализировать техническое состояние колес всех проезжающих составов.

РЕЛЬСЫ – Данный метод позволяет определять техническое состояние железнодорожного пути по спектральным характеристикам шума колес. Возможны два варианта применения метода: Первый вариант заключается в том, что компьютер и микрофон размещаются в кабине локомотива или в любом вагоне, анализируют шум колес, определяя техническое состояние пути в реальном времени. Второй вариант заключается в том, что шум колес между станциями записывается при помощи акустического плеера. Затем аудиозапись анализируется в компьютере, расположенном в помещении станции или в специализированной лаборатории. При наличии отклонений измеряемых характеристик выше допустимой нормы принимаются меры по более подробному обследованию пути и исправлению ситуации.

GPS МОНИТОРИНГ – Бесконтактный метод, использующий спутниковую навигацию (GPS или ГЛОНАСС) для определения точных координат железнодорожного пути, который имеет неисправности или дефекты. Компактный датчик с микрофоном (трекер), размещенный в любом месте поезда, работает автоматически все время пути, передавая шум колес в центральный компьютер, размещенный в помещении железнодорожной станции. Компьютерная программа анализирует поступающие звуковые сигналы, определяя технические параметры пути так же, как описанном выше методе «Рельсы». Дефекты железнодорожного пути определяются путем сравнительного анализа акустических сигналов, спектрально-статистические характеристики которых значительно отличаются от допустимых. Центральный компьютер, размещенный на территории станции, может одновременно получать информацию от множества источников, т.е. одновременно контролировать разные участки железнодорожного пути. Соединение нескольких компьютеров в единую сеть позволяет передавать данные о техническом состоянии различных железнодорожных путей в главный Центр, координирующий работу всей системы мониторинга. Данные о техническом состоянии железных дорог могут автоматически отображаться на карте, где наиболее проблемные участки будут выделяться красным цветом.